Третий день: Кафтун-Дейр Сайдет эль Нурия-Анфе-солончак-монастырь Баламанд

66

Монастырь Кафтун – один из древнейших православных монастырей Ливана, о нем упоминается в древних рукописях XII в. и существует предание, что его история уходит в V–VI в.в. Монастырь известен, как центр переводов и копирования священных писаний и книг в средние века. В нём находится единственная древняя икона Ливана XIII в.— она двусторонняя, на одной стороне — Богоматерь с младенцем, на другой — Крещение Господне, предположительно написанная в Константинополе.

В 503-м году нашей эры Адель Масих, по дороге из города Анфе в Иерусалим нашел пещеру решил переночевать в ней. Ночью он молился, как вдруг ему явилось видение молодой женщины с ребенком на руках.

Женщина сказала, чтобы он вышел из пещеры и взглянул на море. Адель Масих так и сделал. В море он увидел абсолютно голого мужчину на бревне посреди волн. Спустившись, он спас человека. А когда они выбрались на берег, спасенный попросил Масиха отвести его наверх к “той женщине в свете”. Оказалось, что и ему она привиделась и сказала: “Не бойся. Все будет хорошо. Я с тобой”. Тогда мужчины поняли, что именно Дева Мария явилась той самой спасительницей.

Вскоре на этом месте построили церковь. Со временем сюда потянулись люди, которых становилось все больше, потому что здесь они чудесным образом излечивали самые разные болезни.

Дейр Сайдет эль Нурия – женский монастырь, главное место паломничества женщин, желающих забеременеть. Здесь находится икона Божией Матери кисти Луки. Это икона, перед которой вымолил спасение для России в битве за Москву Илия Карам во время второй мировой войны (говорят, что Карам был другом Сталина). Во время пожара в подземном храме сгорела часть иконы с правой стороны. На сгоревшей части был изображен вид берега и скалы. Сам лик Божией Матери остался чудом неповрежденным.

Святыню трижды переносили в верхний храм. Но она каждый раз оказывалась на своем прежнем месте. Надпись внизу иконы гласит о том, что она была дарована этому монастырю Илией Карамом в 1937 году.

Мироточащая икона Божией Матери – еще одна реликвия монастыря.

Далее мы переедем в Анфе – один из центров православия Ливана. В этом небольшом городе около десятка христианских церквей. Одна из них – Святой Екатерины, сооружена крестоносцами из крупных блоков прямо на берегу моря. Площадка вокруг нее выложена розовой плиткой, а ступени ведут прямо в море. Вторая – со странным названием Сеидат ар–Рих, Божья Матерь Ветровая. Находится она на старом христианском кладбище. Маленькая, прямоугольной формы, без башен и куполов, даже без окон, она больше похожа на хозяйственное строение, чем на церковь. Название ее говорило само за себя. Ветра здесь частые гости.

Название Анфе («язык») поселок получил от того, что находился на небольшом мысе. Рядом с морем руины христианских храмов, относящихся к византийскому времени. Они еще ждут своих исследователей, а, возможно, и реставраторов.

Вокруг Анфе – соляные разработки: мелкие бассейны прямоугольной формы, наполненные морской водой, которая, испаряясь, оставляет соль. О солончаках в этом городке писали чешские путешественники Мирослав Зигмунд и Иржи Ганзелки. В 50-х годах прошлого века они на «Татра» путешествовали по Ближнему Востоку, посетили и страну кедров. Тогда работа на соляных приисках кипела, сейчас они нерентабельны, и большая часть соли завозится в Ливан из-за рубежа.

Заедем в один из величайших и известных монастырей мира – мужской монастырь Баламанд. В 1157 г., когда на Восток двигались рыцари Второго крестового похода, на византийских руинах в Северном Ливане монахи Ордена цистерцианцев основали монастырь. Сохранилось документальное свидетельство о возведении в монастыре 11 мая 1157 г. храма во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Имена монахов и настоятелей этого монастыря не часто упоминаются в документах крестовых походов, но сама обитель часто фигурирует в них как активный центр христианской жизни на мусульманском Востоке. После ухода крестоносцев монастырь почти на 300 лет стал прибежищем православных греков. А вот вопрос о том, когда же монастырь стал православным, до сих пор остается открытым. К XVIII в. обитель уже владела весьма обширными землями. Монастырь упоминается под именем Вальмонт. Легенда связывает название обители с именем рыцаря-крестоносца Бальмонта. После раскола Унии монастырь в начале XVII в. был восстановлен как православный, и тогда появилась арабизованная форма названия — Falamand. По другой версии греческое название монастыря восходит к выражению Palia mandra (Древняя обитель). Существует и народная этимология, связанная со словосочетанием Phare de la montagne (Горный маяк).

В монастыре действует Богословский институт, созданный в 1971 г. и посвященный Иоанну Дамаскину. А с 1995 г. Баламанд считается центром так называемого христианско-мусульманского диалога.

Баламанд богат своими древностями, к которым в первую очередь относятся сами постройки его и убранство храмов. Например, в храме Святого Георгия есть прекрасный иконостас, «процветший» крест с изображением у его подножия двух драконов, а также сирийские и даже русские иконы. Черный деревянный фигурный иконостас храма во имя Успения Пресвятой Богородицы конца XVII в.

Монастырская башня-колокольня высотой 6,5 м — единственная из сохранившихся каменных монастырских башен на всем Востоке. С нее открывается замечательный вид на побережье Средиземного моря.

В Успенском храме хранится также прекрасная икона «Богоматерь Одигитрия» (Путеводительница) 1318 г. Многие из икон пожертвованы русскими консулами. Например, российским консулом князем Александром Гагариным, помогавшим жившему в Бейруте будущему арабисту Агафангелу Крымскому, собирать ценные рукописи для Лазаревского института восточных языков в Москве.

Многие столетия монастырь Баламанд славился своей книгописной мастерской: более ранние книги написаны по-арабски (XII–XIV), на полях их сделаны пометки на сирийском языке.

VIP Предложение